Японские исследователи, просканировав мозг нескольких Го-профессионалов, выяснили, что в процессе игры у тех сильно активируются зоны, ответственные за пространственные ощущения и моторно-двигательные функции тела. Схожая нейрокартинка наблюдается у футбольных голкиперов, готовящихся отразить пенальти, у охотников, выцеливающих дичь, и у художников, срисовывающих натуру. Можно сказать, что сильные игроки в Го буквально нутром чуют, куда нужно ходить, они упрощают дерево поиска решений до эстетического чувства. Недаром Вейци, наряду с живописью, каллиграфией и игрой на цитре, входит в состав четырёх высших Искусств Китая.
Думаю, ни для кого уже не секрет, что мозг (вне зависимости от возраста) способен изменять свою структуру, разрывая старые связи между нервными клетками и образуя новые, – расширяет и усиливает те части, которые используются больше, и сужает, ослабляет те, которые работают редко. Причём для мозга совсем не принципиально – приходят «занятные» импульсы от сенсорной системы или исходят из него же самого. Грубо говоря, при определённых условиях ментальные упражнения могут лепить серое вещество не хуже (а порою даже лучше) «обучающих» сигналов из внешнего мира. Го, вне всякого сомнения, – мощный массажёр мозга, одинаково хорошо разминающий и логику, и интуицию, и, если, копнуть глубже, самою способность мозга к перестроению себя (что косвенно подтверждается здоровски хорошей статистикой реабилитации инсультников, практикующих Го с детства).
В данном контексте любопытно, что конфигурация групп на гобане (доске для Го) отдалённо напоминает нейросеть, а процесс игры чем-то похож на выращивание некой абстрактной смыслоформы в условиях жёсткой конкуренции двух взаимно ограничивающих начал.
Есть все основания полагать, что Го обрело стабильную, устоявшуюся форму (инвентарь + базовые правила) в те исторические времена, когда его стали активно использовать в качестве «тренажёра сознания» при взращивании элитных управленческих кадров. Подобным образом Го применяется и в наши дни. Его, например, интенсивно преподают в военных академиях Японии. Регулярные занятия по Го своим ведущим сотрудникам оплачивает компания LG. Недвусмысленную роль этой игры в своём головокружительном успехе обозначили некоторые видные персоны большого бизнеса (Билл Гейтс, Стэн Ши). Знают про Го и в Тибете – тамошние монахи, оттачивая буддистские заморочки, издревле стучат камнями по клетчатой доске.
По большому счёту, Го, как зеркало, отражает того, кто проникнулся им. Стремление самосовершенствоваться, лень, отвага, жадность – всё это (и многое другое) незамедлительно проявляется на перекрестьях игрового поля. Если хотите заглянуть в себя, попробуйте сыграть в Го.