Партия в Го делится на 3 этапа:
1) Фусэки (начало партии)
2) Тюбан (середина партии)
3) Ёсэ (окончание партии)
А теперь подробнее.
Фусэки
Главным в фусэки является:
- соблюдение очередности занятия больших пунктов: углы, стороны, центр.
Глупо пытаться выбежать в центр, не имея надежной базы на стороне или в углу.
Это вызывает жгучее желание атаковать слабую группу противника,
вынуждая его спасаться бегством и в результате приобретения бегущей
группы в разы меньше, чем приобретения атакующих камней.
Как учиться?
Просмотр партий игроков от 1 любительского дана до 9 профессионального дана.
Всю партию от начала до конца проследить довольно сложно, поэтому можно ограничиться просмотром первых 30-40 ходов.
Мастера хорошо разбираются в этом вопросе и в начале редко совершают рискованные ходы.
Исключение: игроки с особым, космическим стилем игры, и корейцы.
- правильный выбор джосеки.
Это чрезвычайно важно. Этому моменту необходимо учиться все время,
так как для каждого отдельного случая, в принципе, может быть выбрана
только одна лучшая джосека.
Но так как джосек свыше 10.000, то для хорошей игры можно ограничится
гораздо меньшим числом, ведь Ваш соперник тоже не знает их всех.
Для начала вполне достаточно изучить по 10 джосек для 3 основных типов розыгрыша угла:
1) Игра на защиту угла
2) Хасами (клещи)
3) Игра в противоположном от хода противника направлении (деление угла пополам)
И так следует сделать для тех ходов, которые Вы чаще всего
используете (чтобы знать, как разыграть свои углы) и тех, которые может
использовать соперник (чтобы знать, как разыгрывать его углы).
Чаще всего используются 2 вида ходов в углах: 3-4 и 4-4.
Но со временем, необходимо будет изучить джосеки для ходов 3-3, 5-3 и 5-4.
Кроме того, даже если знать более сотни джосек, необходимо уметь
выбирать ту, что в данной ситуации подходит больше всего. Это зависит от
ситуации на всей доске в целом и искусство выбора лучшей джосеки
является одним из важнейших критериев мастерства.
Как изучать?
Просмотр партий мастеров + самостоятельное изучение по справочникам джосек.
Но это не самое главное. Самое главное – сыграть хотя бы 3-4 партии с
применением изученных джосек. Тогда они точно закрепятся в памяти и
смогут быть использованы в подходящий момент. (К слову сказать – я в
последних 100 сыгранных партиях использовал около 15 различных джосек.
Безусловно, это стоит исправить и разнообразить свою игру).
- соблюдения баланса территории и влияния.
Необходимо уделять равное внимание этим двум аспектам, так как чистая
игра на влияние достаточно сложна из-за отсутствия надежной территории и
большой зависимости от Ваших навыков убивать камни соперника в своем
мойо (и, соответственно, его навыков выживания). Территориальная игра
может быть блокирована от выхода в центр, что лишает камни дальнейшего
развития и запирает их в углах/на сторонах.
Если играют два неравных по силе соперника, то более слабый должен
стремиться уделять больше внимания территории и меньше – влиянию, так
как в противном случае Вы лишитесь и территории и влияния, так как более
сильный игрок умело его погасит. Но это не значит, что стоит уходить в
глухую оборону. Соотношение должно быть примерно 75/25 (территориальная
игра/игра на влияние).
Как развивать это умение?
Просмотр партий японских мастеров (относительно быстрый способ) или личный опыт своих партий (относительно долгий способ).
Тюбан
Тюбан – это стадия борьбы групп и деление центра.
Фактически тут играет роль всего 2 момента:
- увеличение своих территориальных образований и уменьшение вражеских.
- обеспечение жизни своих групп и убийство вражеских.
В этом случае если Вы игрок уровня кю (от 30 до 1) то я бы не
советовал изучать борьбу групп по партиям мастеров в виду их особой
сложности.
Лучшими средствами будут:
- решение задач на жизнь и смерть
- чтение книг по уменьшению территориальных образований соперника.
Полученные навыки также должны применяться в собственных партиях для их закрепления.
По поводу решения задач. Если задача не дается после десятка попыток и
нескольких затраченных минут времени, тогда следует понизить уровень
сложности и перейти на более простые задачи. Кроме этого может быть
полезным просмотр правильного ответа и дальнейшее его повторение по
памяти.
В партии Вы можете и не вспомнить почему так ходить правильно, но
скорее всего в памяти всплывет решение, которое Вы запомнили ранее чисто
механически, без осознания ценности каждого хода.
Кроме того. После запоминания правильных ответов (или нахождение
ответов собственными силами) Вы не будете совершать очень
распространенную ошибку новичков: попытка убить группу, которая 100%
живет; и, наоборот, отсутсвие попытки убить группу, которую можно убить.
Если группа кажется живой – еще не факт, что она живет. Соответственно, если группа кажется мертвой – не факт, что ее можно убить.
Ёсэ
Фактически ёсэ – это огораживание территории и большинство ходов
делаются на 1 или 2 линии доски. НО! Существуют так называемые
ёсэ-тэсудзи, которые могут значительно уменьшить, казалось бы, почти
оформившуюся территорию оппонента.
Бытует мнение, что сила игрока больше всего проявляется именно в ёсэ.
Предположим, есть 10 незакрытых границ у групп соперника. Тогда,
применив 10 ёсэ-тэсудзи, скажем даже, стоимостью в 2 очка, можно
изменить разницу в счете аж на 20 очков. А ведь бывают ёсэ ходы и 5, и
7, и даже 10 очков.
Лучшими способами изучения правильного ведения ёсэ является просмотр
партий мастеров (тех, которые заканчиваются подсчетом очков, а не по
сдаче) и чтение книг по ёсэ.
Одним из важнейших моментов, который начинает по достоинству цениться
игроками начиная с 4-5 кю является такое понятие как «сэнтэ». Это ход,
на который противник обязан ответить, ведь если он не ответит на этот
ход, а сыграет в другом месте доски, то Вы сможете сыграть тут же второй
ход и последствия для соперника могут быть катастрофическими.
Поэтому, при выборе хода в ёсэ, который дает больше очков, но не
требует ответа (готэ) и ход, который дает меньше очков, но требует
обязательного ответа (сэнтэ) следует всегда выбирать сэнтэ. Ведь после
всех сэнтэ ходов все равно можно будет вернутся к готэ ходам.
Пословица гласит, что сэнтэ стоит 8 очков. Так что если готэ ход приносит прибыли менее 8 очков – играйте сэнтэ.
Итак, напоследок, способы повышения мастерства:
1) Просмотр партий мастеров и запоминание понравившихся комбинаций.
2) Изучение джосек
3) Решение задач
4) Чтение книг по теме, которая является наибольшим пробелом
5) Применение полученных знаний в собственных партиях
Комментариев нет:
Отправить комментарий