вторник, 19 июня 2012 г.

Этикет Го

«Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстает в надлежащем виде.» Ф. Честерфилд, «Письма к сыну»

Прежде чем рассказать о своем понимании этикета Го, хочу привести еще две цитаты.
Первая - из книги «Энциклопедия этикета»: «...Правилам этикета действительно можно научиться, при этом акцент можно сделать как на получении знаний о «технике» этикета (внешней стороне поведения), так и на усвоении его моральных норм.»

Вторая - из книги «Дзэн в искусстве стрельбы из лука» немецкого философа Ойгена Херригеля, преподававшего историю философии в Императорском университете Тохоку в начале ХХ века и в свободное время обучавшегося древнему японскому искусству: «... При этом большое значение придается традициям и соблюдению этических норм (обучающиеся должны остановиться на этом не окончательно - дзэн преодолевает такую точку зрения,- а в качестве начальной стадии). Этическое поведение - не самоцель, а только средство достичь состояния духа, которое необходимо для начальной стадии.»

Цель статьи - не простое перечисление немногочисленных правил этикета Го, а именно раскрытие их этической составляющей. Конечно, это всего лишь моя субъективная точка зрения, но я абсолютно уверен в том, что для начинающего игрока понимание этики игры и взаимоотношений партнеров за доской и вне доски является самым простым способом существенно продвинуться вперед на пути к Мастерству. Соблюдение правил дает возможность с первых дней встать на одну ступень с Мастерами - не по силе игры, конечно, но по «присутствию духа», по ощущению глубины того искусства, к которому начинающие пока едва прикоснулись. Кроме того, следование этим принципам позволяет легко и непринужденно общаться за доской людям разного возраста, социального положения и уровня игры. Миура Ясуюки удивительно точно выразил эту идею: «Го является способом поддержания горизонтального общения в вертикальном обществе Японии... После поступления на работу в крупную компанию новичку активно предлагают вступить в Го-клуб компании, где он может играть на равных даже с президентом.»

Этикет, как я его понимаю, - это прежде всего способ выразить свое уважение. Уважение к партнеру, к доске и камням, к древним традициям, к поколениям мастеров, веками совершенствовавших искусство. Ощутив любовь к Го в своем сердце, нужно проявлять ее в каждой своей партии. Вот правила, которые помогут вам это сделать:

1. Партия начинается с приветствия и пожелания партнеру удачной, интересной или красивой игры. Так принято сейчас. Однако было и иначе. Как рассказал Андрей Степанов в книге «Мыслить и побеждать: игра Го для начинающих», раньше Мастера, садясь за гобан, произносили свой девиз и нередко - в поэтической форме. Так встречались за доской «Перетекающая пустота» и «Звездный дождь», «Бесконечное время» и «Жизнь и Смерть». Все это вполне в духе восточной традиции. В наши дни, конечно, никто не требует подобных изысков и это, к сожалению, отражает дух времени. Достаточно простого пожелания, но даже такой малости едва дождешься, играя в Интернете: «hi gg» (здрась хор.игр.) и «thx» (спсиба) правят бал повсеместно, даже в партиях игроков уровня данов. Но все-таки лично мне нравится перед партией сказать ученику - «Отбросим страх и начнем», а учителю - «Пусть расцветет Мастерство»!

2. По традиции первый ход черные делают в дальний правый от себя угол - ближе к сердцу партнера. Такой ход отражает понимание истинной сущности Го: мы играем друг с другом, а не враг с врагом, вместе создавая партию как воплощение единства противоборствующих сил Вселенной.

3. Существует правильная постановка руки: камень зажимают между указательным (поддерживающим) и средним (накрывающим) пальцами. Это движение пришло из фехтовального комплекса, подчеркивая сущность Го как духовного боевого искусства, и это не просто дань традиции: удерживая камень подобным образом, мы легко и точно ставим его в нужный пункт, не расталкивая соседние камни и не нарушая красоты построений. Пленные камни снимаются с доски так же.4. Камни ставятся на доску спокойно и твердо. Недопустимо долбить камнем по доске или ставить на гобан посторонние предметы, неважно, играете ли вы базальтом на дорогой кайе или пуговицами на бумаге. Если человек неспособен уважительно относиться к самой дешевой, старой и поцарапанной доске, то он неспособен уважительно относиться ни к чему. Не стремитесь подчеркнуть энергичным шлепком особенно удачный ход, пусть он сам скажет за вас все, что необходимо.
5. Берите камень из чаши, только если ход готов. Не надо шуршать камнями, набирать полную пригоршню или выкладывать десяток камней перед доской. Мой учитель Дмитрий Малютин в своей статье «Этикет в Го - один из критериев Мастерства» рассказал о том, как мешают в игре и продвижении по Пути Го не только партнеру, но и вам самим подобные действия, и мне не хочется повторяться. Эта замечательная статья есть в разделе «Чужие статьи».

6. Избегайте любых действий, мешающих вашему партнеру. Не поправляйте камни, пока он думает над ходом. Если вы играете не с близким другом, учеником или учителем - играйте молча. Не надо бегать по комнате, отвлекаться на соседние доски, комментировать позицию неоконченной партии, делать разного рода замечания, болтать с другими игроками и рассказывать анекдоты, бормотать что-то себе под нос. Посмотрите на это с такой стороны: если партия в Го тождественна схватке на мечах, разве было бы у вас время на подобные действия? Если же вы наблюдаете за чужой партией - молча смотрите. Любые высказывания и комментарии допустимы только по окончании игры. Неосторожным замечанием вы можете изменить течение битвы. Отношусь ли я к этому чересчур щепетильно? Возможно. Но, привыкнув в каждой партии вести себя сдержанно, вы никогда не попадете в неприятную ситуацию, играете ли вы с японским бизнесменом, юным учеником или во время турнира.
Вот несколько примеров для иллюстрации:
а) во время ежегодного турнира, проводимого компанией LG в России, некто Чебурахов по ходу партии выложил камнями на доске всем известное русское слово из трех букв. Результат - компания LG прекратила спонсировать турнир.
б) на турнире в чайном клубе на Большой Никитской другой игрок, молодой человек лет 18-19, заявил во время партии своему партнеру, женщине вдвое старше него: «Зря вы записались на турнир 15 кю. Вы же не тянете».
в) на Кубке посла Японии в октябре 2006 года мой оппонент, игравший существенно сильнее, по окончании ёсэ сделал несколько пасов подряд и демонстративно зевнул мне в лицо, дескать, делай свои глупые ходы, все равно это ничего не изменит. А я сделал три хода подряд, заняв несколько важных точек, и не только объединил две мертвые группы, но и пленил часть его камней. Конечно, не будь этих пасов, мне не удалось бы этого сделать, но тогдашний уровень игры не позволил мне этого понять, а партнер вместо корректного опровержения решил меня унизить. Я не выиграл, но надо было видеть изменившееся выражение его лица, когда он увидел, чего стоили ему эти самые пасы. Его вызывающее поведение подняло во мне такую волну ярости, что я едва мог снять пленные камни с доски - у меня в прямом смысле тряслись руки. (Те, кто смотрел мультфильм «Хикару но Го», наверняка вспомнят игру Синдо Хикару и Тоя Акира на школьном турнире - руки Тоя дрожали так сильно, что он уронил на пол крышку от чаши.)
Конечно, это экстрим. Любой воспитанный человек не позволит себе такого. Другое дело - развитие способности концентрировать свое внимание на доске в течение полутора часов, не отвлекаясь и не разрушая особой атмосферы партии (сравните это с неожиданным звонком сотового посреди спектакля, когда весь театр затаил дыхание и погрузился в действо). Такое отношение к игре сродни медитации, и практиковать его необходимо ежедневно, ведь именно оно расширяет наше понимание Го и усиливает восприятие течения камней по гобану.
(Вообще, этот раздел статьи получился самым длинным и напряженным. А все оттого, что, к моему глубочайшему сожалению, в России понимание этого важнейшего аспекта находится практически на нуле.)

7. Выбирайте правильное время для сдачи. Здесь существуют два подхода, японский и корейский. Корейцы играю до конца, терпеливо ожидая малейшего шанса победить. Японский этикет предписывает сдаваться, если вы оценили позицию и считаете, что она безнадежна. Однако если вы упустили этот момент, вы обязаны доиграть партию до конца, до самого последнего хода, каким бы обескураживающим ни был результат, как советует Миура-сенсей. Сдаться за пять ходов до окончания ёсэ или потеряв первую группу - значит всего лишь продемонстрировать партнеру отсутствие мужества. Это может очень многое сказать о вас.

8. Когда партия завершена и начинается подсчет очков, партнеры выставляют на доску пленные камни и сдвигают не свои камни, а камни друг друга. Здесь появляется единственная в Го возможность смошенничать: до определенного уровня силы восстановить партию целиком по памяти невозможно, и если нет записи, нечистый на руку игрок может слегка изменить результат партии, скажем, на два очка в свою пользу. Если партия равная и разрыв невелик, эти очки могут оказаться решающими. В одном из эпизодов упоминавшегося «Хикару но Го» хорошо показан этот момент. Сдвигание камней партнерами - это демонстрация взаимного уважения и доверия.

9. Наконец, последнее правило. Оно не является каноническим, но принято в кругу моих друзей: завершив подсчет и определив победителя, мы начинаем убирать камни с доски в чаши, складывая опять-таки не свои камни, а камни друг друга. Это последнее проявление уважения к партнеру.
Закончив партию, мы вольны делать все, что угодно: можно собрать вещи и немедленно уйти, можно поговорить с партнером и разобрать отдельные игровые моменты, выявить ошибки и сильные ходы, можно пойти посмотреть чужую партию. По собственному опыту скажу, что небольшой разбор и беседа - лучший способ выйти из игры, переключиться, в особенности, если вы выиграли. Партнер легче отнесется к своему поражению, увидит в вас не просто оппонента, но и приятного собеседника, способного разделять игру и жизнь. Несколько лишних минут - и в следующий раз человек с гораздо большей охотой сядет с вами играть. Кто знает, не ради ли этого момента зарождения новой дружбы и затеяна вся эта сложнейшая и прекраснейшая игра?

(Павел Авраамов)