понедельник, 4 февраля 2013 г.

Болезни и лекарства

Болезнь №1: Чрезмерно агрессивная игра.
Если исход Ваших партий часто решается в зависимости от того, сможете ли Вы убить большую группу соперника, или не сможете - это признак чрезмерно агрессивной игры. Также частым проявлением служит слишком глубокое вторжение в сферу влияния соперника, за которое Вы бываете наказаны.
Сюда же можно отнести жадность, ведь по сути и она, и чрезмерно агрессивная игра конечной целью имеют победу с максимальным перевесом.

Лекарство:
Старайтесь сознательно сводить партии к минимальному разрыву. Например, установите себе планку - побеждать не более чем с 10,5-15,5-очковым отрывом. Это не значит, что Вы должны в начале партии убить большую группу соперника, а потом делать ходы по первой и второй линии. Я имею в виду, что если к середине партии Вы оцениваете баланс сил примерно на 15-20 очков в свою пользу, то нет смысла увеличивать его еще больше, стараясь убить группы соперника или стараясь выжить своими камнями на его территории, которая слишком мала, чтобы там выжить. Достаточно играть надежно, но не слишком, чтобы до конца партии Ваше преимущество в 10-15 очков сохранилось.
"Богатый человек не ищет ссор" (Пословица Го)

Болезнь №2: Чрезмерно пассивная игра.
Если часто уже к середине партии Ваши группы изолированы друг от друга, зажаты на сторонах или в углах и не имеют ни малейших перспектив для развития, а соперник практически не оставил возможностей для уменьшения его, намного превосходящей Вашу, территории - всё это признаки слишком пассивной игры.
Очень важно получать не только территорию, но и внешнее влияние, соблюдая баланс между ними. Кроме того, отвечая автоматически на все, даже самые неугрожающие ходы соперника, Вы лишаете себя возможности контратаковать и уменьшать его территорию, когда он старается уменьшить Вашу.
Особенно часто встречается в форовых играх, когда черные, имея явно превосходящую, сильную позицию, боятся одного или двух белых камней и полностью уходят в защиту, позволяя белым окружать, изолировать, разделять - в общем, вытворять с черными камнями всё что угодно.

Лекарство:
Просмотр партий игроков, предпочитающих атакующий стиль; чтение книг по атаке; просмотр лекций по атаке.
Единственное, чего не смогут сделать ни другие игроки, ни книги, ни лекции - избавить Вас от страха. Этот барьер Вы должны преодолеть самостоятельно.
"Лучшая форма защиты - это нападение" (А. В. Суворов)

Болезнь №3: Спешка.
Конечно, уметь играть быстро - это важно, но не менее важно, уметь играть быстро с такой же силой, с какой Вы играете партии с нормальным контролем времени. Часто бывает, что эта привычка зависит вовсе не от времени, отведенного на партию, а от темперамента. Есть люди, любящие подумать, а есть те, кто предпочитает ходить особо не раздумывая, "куда нравится" или где "кажется будет лучше всего".
Однако такой подход к игре часто приводит к очень обидным ошибкам, которые стыдно совершать даже 20 кю. Незамеченное атари, постановка камня на 1 пункт дальше/ближе, выше/ниже, чем следовало бы, а иногда даже недоигрывание позиции до логического завершения, покидание джосеки в самом разгаре или пропуск хода, который мог бы убить группу соперника или создать 2 глаза Вашей группе... Примеров очень много.

Лекарство:
Возьмите себе за правило, перед каждым (да-да, каждым) даже самым очевидным ходом, даже перед самым первым ходом в партии, даже перед тем как сказать "пас" в конце партии - думать не менее 15-30 секунд и искать альтернативные варианты, которые могут быть гораздо лучше, чем тот первый, который Вам пришел на ум.
Кроме того, очень помогает привычка оценивать баланс сил время от времени, хотя бы 3-5 раз в течении партии (не считая финального подсчета очков в конце). Это помогает оторвать взгляд от локальных стычек и окинуть всю доску в целом, а кроме того помогает увидеть "золотые возможности", которые при быстром анализе заметить практически невозможно.
Причем оценивать следует опять же, не спеша. Не нужно думать: "Так, его нижняя сторона примерно равна моей левой, на правую сторону я всё еще могу вторгнуться, значит там у него останется чуть больше, чем два моих угла". Стоит считать с точностью до 0,5 очка. Разумеется, сначала это будет даваться очень тяжело, но уже после 10-20 партий войдет в привычку и станет легким и приятным занятием.
"Семь раз отмерь - один отрежь" (Народная поговорка)

Болезнь №4: Долгие раздумья.
Полная противоположность спешке. Разумеется, очень полезно обдумать как можно больше вариантов, но проблема в том, что время не бесконечное. Чаще всего на партию отведено 15-30 минут в интернете или 15-60 минут в очных турнирах. Это не настолько много времени, чтобы можно было позволить себе обдумывать по несколько минут каждый ход. Довольно часто лучший ход бывает очевиден, и достаточно сравнить с ним всего 6-7 других пунктов доски, чтобы сделать окончательный выбор. Кроме того, частой причиной долгих раздумий бывает переизбыток теоретической информации. Вы стараетесь выбрать ход, одновременно сочетающий защиту и атаку, выбрать между 4-очковым сэнтэ и 9-очковым готэ, выбрать идеальное джосеки, какари, хираки, хасами... В общем, в процессе обучения, когда время на обдумывание хода практически не ограничено - можно сомневаться, взвешивать и искать идеальный ход. Но когда есть ограничение времени - Ваша задача использовать его рационально. То есть почти всё, в лучшем случае, но чтобы несколько секунд (а лучше периодов) бёёми оставалось в запасе.

Лекарство:
В первую очередь, необходимо определить ту часть игры, которая отнимает больше всего времени, и мысли, которые мешают Вам уложиться в отведенное время.
Если Вы долго ищете способ жизни своей группы или убийства группы соперника - решайте задачи на жизнь и смерть, чтобы знать как можно больше стандартных приёмов, и видеть комбинацию чуть ли не с одного взгляда.
Если много времени отнимает выбор джосеки - забудьте их! Ну может быть и не все, но собственно, в джосеки главное не знать их все, а понимать принцип построения. Так что уловив принцип, заложенный в самые распространенные джосеки, Вам уже не нужно будет знать сотни и тысячи разных. Достаточно будет ограничиться самыми популярными, а если соперник сыграет незнакомое Вам джосеки, то знаю принципы, Вы сможете сыграть хорошо, возможно даже воспроизведя существующее джосеки.
Если очень много времени отнимает фусэки или йосэ, лучшее, что можно сделать - прочесть книги по соответствующей тематике, в которых очень подробно описаны факторы, влияющие на выбор важных (срочных)/больших ходов.
"Дважды подумай - и хватит" (Конфуций)