понедельник, 15 октября 2012 г.

Сунь Цзы - величайший стратег

Сунь Бинь — видный китайский военачальник периода Сражающихся царств, Чжаньго (403—221 годы до н.э.). Многие западные и китайские ученые рассматривают его как наиболее выдающегося военного стратега после Сунь Цзы.
Сунь Бинь — самый выдающийся военный стратег после Сунь Цзы. Иллюстрация: Yeuan Fang/The Epoch Times
Сунь Бинь — самый выдающийся военный стратег после Сунь Цзы. Иллюстрация: Yeuan Fang/The Epoch Times
Некоторые исследователи склоняются к мнению, что полулегендарный Сунь Цзы (Сунь У) и исторический Сунь Бинь — на самом деле одно и то же лицо. Другие ученые полагают, что Сунь Бинь — прямой потомок Сунь Цзы, хотя это мнение также является спорным. Проведенные в последние десятилетия исследования позволили выдвинуть гипотезу о том, что настоящим автором «Искусства войны» Сунь Цзы является именно Сунь Бинь.


Сунь Бинь родился в местности между городами А и Цзюань, расположенными на северо-востоке уезда Янгу провинции Шаньдун. В молодости Сунь Бинь вместе с Пан Цзюанем, будущим генералом царства Вэй, обучался искусству стратегии у одного из главных философов того времени Гуй Гу-цзы из Долины демонов. Пан Цзюань мечтал быть самым лучшим военным стратегом и завидовал выдающемуся уму и талантам Сунь Биня. Чтобы устранить своего соперника в военных делах, Пан Цзюань решил приготовить ему особый «подарок», который и преподнес Суню через несколько лет, когда занял должность генерала на службе в царстве Вэй.

Пан Цзюань обманным путем завлек его на свою территорию, притворившись, что ему нужна помощь и поддержка Сунь Биня. Однако, когда Сунь приехал, его по сфабрикованному делу обвинили в государственной измене и подвергли жестокому наказанию «бинь син», навсегда превращающего человека в калеку — удалению коленных чашечек, из-за чего он и получил имя «Бинь» («лишенный коленных чашечек»).


Брошенному в темницу Сунь Биню скоро стали понятны неправедные намерения Пан Цзюаня. Сунь решил бежать из тюрьмы и притворился сумасшедшим. Пан Цзюань, убедившись, что заключенный лишился разума, не стал придавать охране темницы большого значения. В это время в столицу царства Вэй — город Лян — приехал посол царства Ци. Сунь Биню с помощью тюремного служителя удалось тайно встретиться с послом и поведать ему свою историю. Пораженный рассказом посол тайно увез Суня в царство Ци, где тот был тепло встречен полководцем Тянь Цзи.


Чтобы нормально передвигаться, Сунь Бинь сделал себе кожаные сапоги — своего рода протезы — и следовал за правителем и его войском в повозке. По другой версии, поскольку ему было трудно вскакивать на коня, Сунь Бинь изобрел седло. На народных картинах его изображали опирающимся на костыли и в сапогах с высокими голенищами.


Когда речь заходит о талантах Сунь Биня, в первую очередь в Китае вспоминают легендарные лошадиные бега военачальника Тянь Цзи.


Лошадиные бега были пристрастием полководца Тянь Цзи. Он бился об заклад с правителем царства Ци, делая крупные ставки, и часто проигрывал. Однажды в канун проведения скачек за Тянь Цзи последовал Сунь Бинь. Он знал, что лошади делятся на три категории: хорошие, средние и плохие. Сунь также знал, что лошади Тянь Цзи уступают лошадям царского дома. На скачках побеждал тот, кто выигрывал в большинстве заездов.


Перед началом соревнований Сунь Бинь посоветовал Тянь Цзи, чтобы тот сначала выставил плохую лошадь против хорошей лошади царского дома, хорошую лошадь против средней царской лошади и, наконец, среднюю лошадь против плохой царской лошади.


Тянь Цзи последовал этому совету и в результате всего один раз потерпел поражение — его слабая лошадь проиграла хорошей царской; однако Тянь Цзи два раза выиграл, поскольку хорошая лошадь обогнала среднюю царскую, а его средняя — пришла впереди плохой царской. Победив в двух заездах, Тянь Цзи выиграл в бегах. Благодаря этому случаю получил известность и Сунь Бинь.


Правитель царства Ци очень удивился, ведь обойти его лошадей на скачках было очень трудно. Узнав о причине своего сокрушительного поражения, правитель сразу же пригласил во дворец Сунь Биня побеседовать с ним о военной тактике. Вскоре после этого правитель назначил Суня военным советником царства Ци.


Совет Сунь Биня со временем вошел в обиход как «Стратегия скачек генерала Тяць Цзи», который рекомендует людям ради достижения максимальной пользы в деле собрать воедино все свои преимущества и противопоставить их слабостям соперника.

 
Будучи военным советником в царстве Ци, Сунь Бинь поквитался со своим давним соперником Пан Цзюанем в двух сражениях, обессмертивших его имя и навечно вошедших в военную историю Китая.

В доимперские времена Китай состоял из множества мелких царств, воевавших друг с другом за главенство. Войны были повседневным явлением. В 354 г. до н.э. царство Вэй напало на царство Чжао. Огромная армия генерала Пан Цзюаня осадила столицу царства Чжао — город Ханьдань. Царство Чжао обратилось за помощью к царству Ци.


Властитель царства Ци располагал армией в 80 000 человек. Военачальником в ней служил Тянь Цзи, а его советником — Сунь Бинь. Тянь Цзи собирался вторгнуться в царство Чжао и там вступить в бой с вэйской армией, однако Сунь отверг этот план.


Он сказал: «Если кто-то хочет распутать узел, то, конечно, он не должен изо всей силы тянуть и дёргать веревку. Если кто-то хочет покончить с осадой, то лучше всего не вводить свою армию в место, и так полное войск, а отправить их туда, где войск нет. Все отборные воины царства Вэй находятся в царстве Чжао, и царство Вэй лишено военной защиты. Поэтому я предлагаю, чтобы мы осадили столицу Вэй — Далян (нынешний г. Кайфэн в провинции Хэнань — прим. ред.). Тогда армия Вэй сразу прекратит осаду Ханьданя и поспешит назад, на помощь собственной стране».


Сунь Бинь также посоветовал вначале небольшим подразделениям армии Ци напасть на несколько военных лагерей царства Вэй и проиграть битвы, чтобы усыпить бдительность Пан Цзюаня и уверить его в собственной непобедимости. Тянь Цзи последовал совету стратега.


Когда известие о нападении армии царства Ци на столицу царства Вэй дошло до Пан Цзюаня, тот немедленно снял осаду и поспешил назад в Вэй. Войска царства Ци устроили засаду на пути армии Вэй в Гуйлине. Здесь они спокойно ожидали в полной боевой готовности и при подходе врага нанесли полное поражение войску царства Вэй, значительно более сильному, но изнуренному быстрым маршем. Таким образом, царство Чжао было спасено.


«Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао» — способ освобождения осажденного путем нападения на уязвимое место осаждающих — это вторая стратагема из тридцати шести в классической военной науке Китая.


 
Вторая и последняя битва между Сунь Бинем и Пан Цзюанем произошла 13 лет спустя. Правитель царства Вэй приказал Пан Цзюаню отправить огромную армию в поход на царство Хань. Правитель Хань обратился за помощью к царству Ци. Тянь Цзи и Сунь Бинь взяли на себя командование армией Ци и повели ее на столицу государства Вэй.

Когда Пан Цзюань узнал об этом, он немедленно вывел войско из царства Хань и вернулся в Вэй для защиты столицы. Пан Цзюань помнил о давнем сражении с Сунь Бинем и перед возвращением домой провел хорошую подготовку войска.


Сунь Бинь знал о высокомерии Пан Цзюаня и недооценке им сил армии Ци. Когда армия Вэй подошла, Сунь посоветовал полководцу Тянь Цзи при вступлении в земли царства Вэй применить хитрость под названием «уменьшение очагов». Чтобы ввести противника в заблуждение, в первый день, согласно его плану, нужно было развести сто тысяч очагов для варки пищи, во второй — уменьшить их до пятидесяти, а в третий — до тридцати тысяч.


Пан Цзюаню очень хотелось отомстить Сунь Биню за поражение в битве 13 лет тому назад. Когда полководец армии Вэй узнал про уменьшение день ото дня количества очагов, он решил, что боевой дух армии Ци упал и в стане противника царит массовое дезертирство. Надеясь на легкую победу над армией Ци и желая быстро пленить Сунь Биня, он оставил тяжеловооруженную пехоту и отправился в преследование со своими лучшими, более подвижными воинами, совершая за день двойные переходы.


По скорости передвижения Сунь Бинь рассчитал, что Пан Цзюань должен вечером подойти к городу Малину. Дорога возле Малина была узкая, усеянная множеством препятствий, за которыми можно было устроить засаду. По приказу Сунь Биня воины срубили большое дерево и повалили поперек дороги. К дереву был прикреплен белый лист, на котором Сунь крупными иероглифами написал: «Под этим деревом умрет Пан Цзюань».


Затем по обе стороны дороги сели в засаду множество искусных лучников. Сунь Бинь предупредил их: «Ночью, когда увидите возле срубленного дерева огонь, стреляйте!»


Пан Цзюань действительно появился там, где лежало срубленное дерево, и, заметив белый лист, осветил его факелом. Но не успел он прочесть написанное, как лучники, скрывавшиеся в засаде, открыли стрельбу. Воинов Вэй охватила паника. Понимая, что положение безвыходное, Пан Цзюань не мог снести позора и воскликнул: «Пусть же торжествует этот мальчишка Сунь Бинь!», — вонзив меч себе в грудь.


Сунь Бинь впоследствии оставил службу в армии и посвятил себя написанию книги «Искусство войны Сунь Биня» и обучению в уединенном месте этому искусству своих избранных последователей. В своей книге великий стратег свел воедино собственные разработки в области военного мастерства, которые явились важным дополнением «Искусства войны» Сунь Цзы.

Стратегическое Го


Глобально, Го можно разделить на три основных направления: спортивное, духовное, стратегическое.

Спортивное Го. Наиболее распространенный вариант. Собственно, именно по спортивному Го проводятся турниры, а спортивный рейтинг является наивысшей целью для многих, слишком многих игроков.

Духовное Го. Кто-то ходит в церковь каждое воскресенье и искренне молится Богу, кто-то увлекается йогой, кто-то – астрологией, гаданием на рунах и картах Таро. Но есть небольшое количество людей, которые используют Го как мощный инструмент для раскрытия внутреннего потенциала, заложенного в каждом из нас, как путь к себе, возможность самопознания.

Стратегическое Го. Именно эту ветвь называли в древности игрой Императоров и Богов. Император не гонится за спортивным рейтингом, а Бог достаточно духовен, чтобы не искать это с помощью игры. Остается Стратегия. Несколькими гранями она связана с первыми двумя направлениями. Хороший стратег, использующий в своей деятельности принципы Го, настолько глубоко их прочувствовал, впитал их и сделал частью своей жизни, что он просто не может играть слабо. С другой стороны, необходимо обладать неплохой интуицией и способностью заглядывать немножко за горизонт, в будущее. Так как план действий, построенный на голых фактах, довольно часто оказывается абсолютно проигрышным вариантом. Так что без духовной составляющей тоже не обойтись.

Но главная отличительная черта стратега от философа и спортсмена – возможность достигать значительного перевеса в материальном мире, по отношению к соперникам. Будь то вражеское царство 3000 лет назад, или конкурирующая корпорация сегодня. Стратег, используя принципы Го, может грамотно распоряжаться всеми доступными ресурсами: людьми (солдатами или наёмными работниками), деньгами (золотыми монетами или банкнотами), территорией (землей императора или офисными помещениями) и временем.

В этом плане, Россия подает замечательный пример разделения на стратегическое Го http://www.strategy-go.ru и спортивное http://gofederation.ru.

В Украине, на мой взгляд, основными центрами Го вообще, являются: Киев, Ровно, Крым, Одесса. Казалось бы, четыре крупных территориальных образования и три направления – что может быть проще, чем поделить четыре на три? Но всё дело в том, что Киев, Ровно и Одесса выбрали для себя только спортивную составляющую. Крым более склонен к духовной практике. Таким образом для развития стратегического Го не осталось ни одного крупного центра. Логично было бы предположить, что в этом направлении больше других должны быть заинтересованы Киев и Донецк/Днепропетровск как крупнейшие бизнес-центры, однако они недостаточно оценили всю глубину этого направления.

Другим важным критерием служит массовость. Если спортивное Го достаточно просто довести до сознания обывателя, с духовным это сделать немного сложнее, но всё же не представляется невозможным, то со стратегическим Го дело обстоит совершенно иначе. Стратегическое Го – это элитарная игра. И дело здесь даже не в сложности – даже обычный человек в состоянии понять основные принципы. Дело в применении. У рядового служащего просто не будет возможности применить полученные навыки на практике. В результате, он будет сожалеть о потраченном времени и сложит себе неверное представление о Го в целом (хотя соприкоснулся лишь с его частью) и это отношение будет высказано всем друзьям не знакомым с Го, что так же заставит их смотреть на Го предвзято.

В итоге, можно сделать вывод о полном отсутствии стратегической составляющей Го в Украине. С одной стороны, это отличная незанятая ниша, в которой можно многого достичь. С другой стороны, для развития этой сферы необходима очень сильная команда. Вот примерный набор требований: образование, связанное с управлением людьми (экономическое или педагогическое); опыт работы на руководящей должности не менее 3 лет или владение собственным предприятием не менее 2 лет; официальный рейтинг УФГо не ниже 1d (2100 пунктов рейтинг-системы Эло).