суббота, 9 июня 2012 г.

Го и "Три Игры"

С древних времён в Японии были известны так называемые "Три Игры" - шахматы, бэкгаммон (нарды) и го. Шахматы пришли из Индии, нарды с Ближнего Востока, а го - из Китая. Нарды - это игра случая, в которой игроки используют игральные кости, чтобы сделать ход; шахматы моделируют общество - королевство - и военные манёвры; го - наиболее абстрактная и "открытая" из трёх этих игр. Именно благодаря отсутствию сложных правил, простоты формы, текучести и пространственной независимости, го удивительно точно отражает основные процессы мышления.

В го играют чёрными и белыми "камнями", которые никак не отличаются по значению друг от друга, таким образом напоминая двоичную арифметику. Камни выставляются на доску и остаются там без движения в течение всей игры (если только их не снимает противник), и, таким образом, игра сама собой является визуальной записью процесса мышления, который был в неё вложен.

Около трёхсот лет назад один китайский монах посетил Японию, и ему показали рисунок игры известного в те времена мастера. Монах, даже не зная правил игры (в те времена го была уже почти забыта в Китае), внимательно изучил ходы на рисунке и заметил, что тот, кто совершил эти ходы был, скорее всего, просветлённым человеком (испытавшим состояние сатори) - и так оно и было. (Интересно, что историю эту с одной стороны рассказывают игроки го, чтобы продемонстрировать качество игры го, а с другой стороны - буддисты, чтобы показать проницательность монаха).

Некий анонимный игрок го однажды написал: "Доска го - это отражение разума игрока в процессе игры. Когда мастер изучает запись игры, он может безошибочно определить, в какой момент ученик был подвержен жадности, когда он устал, когда им овладело отупение, и на каком ходу служанка вошла в комнату с чаем."

В противоположность тому, что думают многие люди, го не имеет ничего общего с буддизмом. В частности, го - более древний обитатель нашей планеты, чем буддизм. В Китае го стала одним из Четырёх Достижений, наряду со стихосложением, рисованием и музицированием. Игра достигла Японии прмерно в 6-м веке и долго оставалась привилегией дворянства. В течение же периода Токугавы (1600-1868) го, как и хайку, кендо, чайная церемония и многое другое распространилась и среди простых людей, занимая их досуг в долгие годы установившегося мира.

Интересно рассмотреть Три Игры в их социальном контексте, чтобы понять, как каждая из них отражает некоторые характеристики того или иного региона.
Шахматы - великая игра Запада (хоть и пришедшая с Востока) - включает в себя монархов, армии, войны и - в качестве конечной цели - постепенное уничтожение одним королём другого. Эта игра полностью соответствует легендам и мифам Запада, таким, например, как "Песня о Роланде": свержение одного героя и коронование другого. Фигуры - от короля до пешки (крестьянина) - отражают иерархическую и пирамидальную структуру общества, в котором власть строго определена и распределена.

Нарды - любимая игра Ближнего Востока - занимается вопросами Удачи и Судьбы. Игра подчиняется падению кости, над которой игроки не имеют власти. Каждый из них стремится оседлать свою удачу и на счастливой волне приплыть к победе. Проигравший жалуется на судьбу и пробует ещё раз, но он бессилен перед Высшими Силами.

Го - игра древнего Китая и современной Японии - уникальна тем, что каждый её "камень" равен другому по силе и значению и может быть выставлен куда угодно на доске. Цель игры - не уничтожить, а наоборот - построить территорию. Отдельные камни организуются в группы, а группы становятся органическими структурами, которые живут или умирают вместе. Сила камня зависит от его положения на доске в каждый данный момент времени. На доске происходят трансформации силы и упадка, движения и застоя, маленьких поражений и временных побед. Более сильный игрок - учитель, слабый - ученик, и даже сегодня вежливый способ попросить об игре - это "пожалуйста, научите меня".

В наше время всё изменилось, но раньше, когда го было в почёте у художников и поэтов, генералов и монахов суть игры состояла не столько в том, чтобы один игрок победил другого, сколько во взаимном диалоге между игроками с целью победы над общим врагом. Общими врагами были, как и всегда, жадность, гнев и глупость.

Три Игры - полезная классификация, потому что все вместе они составляют единую картину мира. В принципе вся философия сводится к трём основным типам отношений: 1) человек и его отношения с богами и мистическими силами Вселенной; 2) человек в обществе, которое он строит вокруг себя; 3) человек и его собственное Я. Говоря другими словами - человек-игрок в нарды, игрок в шахматы и игрок в го.

Эти отношения отвечают основным нуждам человеческого духа. Люди повсеместно заняты общественными структурами, позицией в них и определением своего статуса. Каждый, кто способен мыслить, должен иногда задумываться над своими личными отношениями с судьбой и высшими силами. А го - это игра, которая поворачивает все наши занятия и размышления назад к своему источнику. Она говорит, что каждый начинает жизнь в равных условиях, каждый начинает с пустой доски, без ограничений, и всё, что происходит потом, определяется не судьбой, богатством или общественным положением, а только вашим собственным духом и разумом.

__________________________
Об авторе

Вильям Пинкард (1927-1989) провёл в Азии своё детство. Потом он служил в американской армии во время оккупации Японии в 1946 году. Пинкард увлёкся буддизмом, вернулся в Японию в 1959 году и совершил девятимесячное пешее паломничество в 88 храмов. В конце пути он тяжело заболел и несколько недель пролежал в глухой деревенской лечебнице, в которой не было ничего, кроме нескольких старых журналов о го - Kido. Так началось его увлечение этой игрой.
Пинкард глубоко изучил историю и легенды, связанные с го, и собрал коллекцию nishiki-e - полноцветных гравюр, связанных с этой игрой.